АФРИКАНСКИЕ И АЗИАТСКИЕ МИГРАНТЫ, КОТОРЫЕ ЧАЩЕ ДРУГИХ СЛЕДУЮТ ТАЙНЫМИ ПУТЯМИ ЧЕРЕЗ ЛАТИНСКУЮ АМЕРИКУ НА СЕВЕР, РОДОМ ИЗ ЭТИХ СТРАН:
Интерактивная карта показывает, из каких стран Азии и Африки мигранты чаще всего стремятся в Северную Америку. В основе данных — сведения об их регистрации (если она проводилась) в каждой стране на пути следования, а также официальная статистика с государственных порталов в части стран и информация, полученная от властей по запросам журналистов объединенного проекта.
Интерактивная карта показывает, из каких стран Азии и Африки мигранты чаще всего стремятся в Северную Америку. В основе данных — сведения об их регистрации (если она проводилась) в каждой стране на маршруте следования, а также официальная статистика с госпорталов части стран и информация, полученная от властей по запросу журналистов проекта.
Изначально мы получили официальные данные из Бразилии, Эквадора, Колумбии, Панамы, Сальвадора, Гондураса, Гватемалы, Мексики и США. Однако цифры из Гватемалы мы не включили в интерактивную карту, так как местное Национальное бюро по делам миграции передало сведения о людях со статусом нелегального мигранта лишь до 2014 года, причем только о гражданах Камеруна. Также на этой карте не представлен Сальвадор — полученные оттуда данные и собранные журналистами материалы показывают, что через территорию страны больше не пролегают главные маршруты нелегальной миграции.
Кликнув на одну из стран из списка слева, можно узнать, как поток мигрантов из этой страны движется по Латинской Америке с юга на север. При этом вы увидите, что число людей от страны к стране будет меняться, так что в некоторые моменты кажется, будто часть мигрантов «исчезает». Именно это доказывает, сколь многочисленны и разнообразны их маршруты (не все движутся по одним и тем же странам), а также то, что многие перемещаются тайно (далеко не все регистрируются в официальных органах), и что мигрантов поджидают опасности (некоторые умирают или исчезают в пути на север).
В более открытых для них странах мигранты охотнее регистрируются, но более закрытые державы они предпочитают пересекать незаметно. Указанные в таблице цифры сильно варьируются также потому, что многих мигрантов «курируют» нелегальные перевозчики, которые используют свои теневые ресурсы, чтобы подделывать паспорта или покупать связанных с миграцией госслужащих. И, наконец, показатели могут отражать разные данные из-за слабой координации действий между официальными структурами в некоторых странах. Так, по Мексике приведены цифры тех, кто зарегистрировался в миграционных органах, а в данных по Эквадору отражена разница между официально въехавшими в страну и теми, кто потом не проставил штамп о выезде.
Указанные цифры не претендуют на абсолютную точность, скорее они дают общее представление о масштабе миграционных потоков (по нашим подсчетам, от 13 тысяч до 14 тысяч человек в год перемещаются по Латинской Америке на север), о ключевых маршрутах, а также об информационных пробелах в этой сфере.
Ниже приведены подробности исходных данных о главных странах латиноамериканского «миграционного пути».
Значительная часть мигрантов из Азии и Африки попадают в Латинскую Америку через бразильский Сан-Паулу. По приезде они могут запросить в стране убежище или разрешение на временное пребывание. Однако многие не остаются в Бразилии — отказываются от своих ходатайств или теряют терпение, дожидаясь, пока разрешится ситуация с их статусом. Либо они просто стремятся дальше на север — то есть их ходатайства были лишь способом «закрепиться» в Южной Америке. Определенное число мигрантов все же получает убежище в Бразилии, но через два-три года они решаются искать лучшей доли в Северной Америке, потому что Бразилия не дала им того, на что они рассчитывали.
Недавно власти Бразилии попытались привести в порядок свои данные о миграции — в этой сфере нагромождение информации, так как решения о судьбе мигрантов принимают стразу три органа: Национальная комиссия по делам беженцев (CONARE), Генеральный координационный комитет этой комиссии, а также Министерство юстиции и общественной безопасности. Как следствие, цифры разнятся в зависимости от источника.
Данные, указанные в интерактивной карте, — это число заявок на предоставление убежища от выходцев из перечисленных слева стран за период с 2017-го по март 2019 года. Источник сведений — доступная для скачивания база данных на сайте бразильского Минюста по состоянию на 19 мая. При этом, составляя свой список, мы отсеяли ряд стран (например, Сенегал и Сирию), чьи граждане в последние годы были самыми частыми просителями убежища в Бразилии. Причина в том, что мы берем только те страны, выходцы из которых зафиксированы в миграционных пунктах пропуска других государств, лежащих севернее Бразилии.
(Аналитический проект с географическими и статданными, подготовленный Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, дает возможность CONARE и Министерству юстиции проанализировать решения CONARE о предоставлении статуса беженца в период с 2018-го по январь 2020 года. Так, согласно информации, из 897 рассмотренных CONARE ходатайств от ангольцев статус беженца предоставили лишь в 27 случаях.)
Множество мигрантов с других континентов попадают в Латинскую Америку также через Эквадор, который в 2008 году разрешил свободный въезд для граждан любых стран. И хотя теперь Эквадор ввел визовый режим с несколькими странами, через него по-прежнему достаточно просто въехать на Южноамериканский континент. Мы можем с уверенностью говорить об этом после общения с мигрантами, стремящимися на север, а также на основе отчетов полиции и аналитиков, которые мы изучили при подготовке проекта.
При этом Эквадор не публикует данные о нелегальной миграции. Как подсказали нам эксперты, единственный способ оценить ее объемы — это взглянуть на «миграционный дисбаланс». Это число тех, кто при въезде обычно получает штамп в паспорте, но покидает страну без соответствующей регистрации (вероятнее всего, тайными путями). Если взять цифры с 2010 по 2019 год, то, по нашим подсчетам, наибольший «дисбаланс» неизменно обеспечивали выходцы из трех стран: Гамбии, Эритреи и Сенегала. Однако в прошлом году миграционный поток через Эквадор изменился, и лидерами «миграционного дисбаланса» стали камерунцы и индийцы. (Впрочем, с введением виз для граждан этих стран этот показатель в 2020 году, вероятно, будет другим.)
В интерактивную карту мы включили сведения по странам, дающим максимальный «дисбаланс», чьи граждане в значительном количестве обнаруживаются потом в государствах к северу от Эквадора. Источник данных — интернет-портал Министерства по делам миграции Эквадора.
По информации нескольких источников, с которыми мы беседовали, в том числе опытных чиновников миграционных органов Колумбии, эта страна неоднократно меняла политику по отношению к транзиту мигрантов, направляющихся на север континента. Много лет такой транзит был запрещен, и мигрантам приходилось двигаться более опасными путями — через равнины Ориноко в Венесуэле или обходным маршрутом — по амазонским джунглям Бразилии.
Однако на данный момент, по словам мигрантов, уже больше года Колумбия в целом позволяет мигрантам проходить на север — для этого они получают специальное разрешение сроком на пять дней. Это разрешение можно и продлить, но большинство мигрантов с других континентов об этом не знают — они даже не понимают, что написано в документе, так как не знают испанского.
В Колумбии в открытом доступе нет данных о такого рода «транзитной миграции». Мы запросили эту информацию в Управлении по делам миграции, которое подчиняется МИДу страны. В итоге ведомство предоставило нам сведения по двум категориям: о мигрантах, которым оформили официальный транзитный документ, и о тех, кого обнаружили на колумбийской территории в тот год. Людей во второй категории гораздо больше, чем в первой. Так, по данным Группы по анализу и стратегии в сфере миграции Колумбии, в 2019 году 1300 камерунцев получили транзитные пропуска, при этом, как сообщили в пресс-службе Группы, всего в тот год в стране обнаружили 2318 выходцев из Камеруна. Разница еще более впечатляющая, если вспомнить про граждан Бангладеш: в общей сложности 703 человека находились в Колумбии, но транзитные бумаги имели лишь 196.
Для нашей интерактивной карты мы использовали данные о зафиксированных в Колумбии в 2019 году гражданах двенадцати африканских и азиатских стран, которые чаще всего перемещаются по Латинской Америке на север.
Цифры по этой стране соответствуют данным о «Нелегальном переходе иностранцами границы с Колумбией», указанным в документе, который передала Национальная служба миграции Панамы.
Чаще других мигрантов в Панаму через джунгли Дарьенского пробела (зона на границе с Колумбией) в 2019 году попадали гаитяне (10 510 человек) и кубинцы (3276). На третьем и четвертом месте — камерунцы (2223) и индийцы (2089).
Из собранных нами материалов известно, что желающие попасть в США мигранты в качестве транзитных пунктов выбирают в том числе порты и аэропорты Панамы. Некоторые мигранты рассказали нам, что летели авиарейсом Сан-Паулу — Панама, другие двигались по маршруту Москва — Гавана — Панама. После приезда в Панаму мигранты наземными путями добираются до Коста-Рики.
С учетом прилетающих авиарейсами число мигрантов, попадающих в Коста-Рику из Панамы, в итоге оказывается больше числа прибывших из Колумбии в Панаму. Так, через Дарьенский пробел в Панаму перешли 2089 мигрантов-индийцев, а панамо-коста-риканскую границу пересекли уже 2572 индийца. То есть почти 400 человек попали в Панаму другими маршрутами. Заявленное властями Панамы количество граждан «Конго» на ее территории (1291 зарегистрирован как конголезец из «Конго-Браззавиля»), скорее всего, некорректно, так как оно не вяжется с данными из какой-либо соседней страны. С другой стороны, в Панаме фиксировали крайне мало выходцев из Демократической Республики Конго (ДРК) по сравнению с соседними странами, где таковых бывает рекордно высокое количество. Скорее, число мигрантов из ДРК и есть тот самый 1291 человек, а не официально зарегистрированные 163.
Возможно, в Коста-Рике наиболее четкая и прагматичная система, регулирующая транзит мигрантов, которые направляются на север. Как только они прибывают на ее территорию, власти регистрируют их данные, проверяют, нет ли уже о ком-то данных, и снабжают их транспортом, чтобы они могли добраться до Никарагуа. Вероятно, поэтому в Коста-Рике фиксируют рекордное количество мигрантов с других континентов.
Число зафиксированных въездов и выданных властями транзитных документов для мигрантов с других континентов увеличилось с 5985 в 2017 году до 30 899 в 2019-м. В прошлом году в Коста-Рике зарегистрировали самое большое количество мигрантов с разрешительными документами с 2016 года, когда местные власти ввели такую практику.
Указанные в интерактивной карте данные по Коста-Рике отражают число въездов и транзитных пропусков, оформленных для мигрантов из Азии и Африки в 2019 году. Источник информации — Управление Коста-Рики по делам миграции и иностранных граждан.
По данным Национального департамента миграции Гондураса, на 24 октября 2019 года страну в легальном порядке пересекли 27 979 мигрантов, подавляющее большинство из них — кубинцы (16 705 человек).
Однако если сравнивать данные с количеством тех, кто выехал из Коста-Рики, то число официальных регистраций в Гондурасе удивительно мало. Такое впечатление, будто здесь мигранты «пропадают» и вновь появляются в Мексике. Это свидетельство того, что через Гондурас и Гватемалу они предпочитают двигаться тайно.
Данные в интерактивной карте — это число официально зарегистрированных пересечений страны в 2019 году мигрантами из 12 указанных стран (на 24 октября). Самую большую группу составляют камерунцы (2572 человека).
Мы запросили сведения из Управления по делам миграции Сальвадора, чтобы выяснить: возможно ли, что мигранты с других континентов движутся на север не через Гондурас, а через Сальвадор? Оказалось, что список задержанных здесь в 2019 году нелегалов состоял лишь из одного бангладешца. При этом среди тех, кто в 2019 году запрашивал в Сальвадоре пристанище или политическое убежище, не было ни одного выходца из Африки или Азии.
Данные интерактивной карты о ситуации в Мексике получены из правительственного Департамента миграционной политики страны и отражают общее число зарегистрированных властями мигрантов из 12 указанных стран в 2019 году. Стоит заметить, что эта цифра достигает 13 тысяч, что намного больше соответствующего числа зарегистрированных в Гондурасе и Гватемале. Одновременно эта цифра близка к 12 340 — количеству официально учтенных мигрантов в Коста-Рике.
Число мигрантов, приезжающих в Мексику с других континентов, растет с 2012 года. Неизменно с 2016 года и по сей день выходцы из Индии — самая большая группа среди мигрантов, пересекающих Мексику на пути в США и Канаду.
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ
Многие упомянутые в этом проекте мигранты стремились попасть в США, чтобы остаться там или продолжить путь дальше, в Канаду. Получить представление о потоке мигрантов из Латинской Америки в Штаты можно, в частности, если взглянуть на то, скольким людям из этих стран одобряют прошение об убежище через процедуру утверждения (проситель сам обращается в суд за предоставлением убежища) или же через протестно-доказательную процедуру (задержанный на границе человек оспаривает решение о своей депортации в суде, где представляет свое ходатайство).
Цифры в интерактивной карте — суммированное число удовлетворенных прошений (через обе процедуры) от граждан соответствующих стран в 2018 году (самая свежая статистика на данный момент).
Эти данные публикует в интернете Министерство внутренней безопасности США. Многие из получивших убежище прибыли в США за несколько месяцев до 2018 года и были вынуждены ожидать решения суда по своему ходатайству.
За убежищем в США обращаются гораздо больше людей, чем в итоге его получают. В 2017 году, если брать граждан всех стран, ходатайство подал 139 801 человек — в основном из Мексики, Центральной Америки, Венесуэлы и Китая. Среди просителей с других континентов, которые добираются до США по латиноамериканскому маршруту, в 2017 году было больше всего индийцев — 4057.
Многих мигрантов из Азии и Африки без разрешения на въезд ловят на границах США. В 2018 году погранслужбы США задержали, в частности, 9953 нелегала из Индии, 1295 из Бангладеш, 775 из Непала, 478 из Пакистана. Однако количественно они в меньшинстве, если сравнивать с числом пойманных нелегалов из Мексики и стран так называемого Северного треугольника Центральной Америки (Гондурас, Сальвадор и Гватемала).
Можно констатировать, что за последнее десятилетие мигрантов из Африки чаще всего арестовывали в районе долины Рио-Гранде, что указывает на эту местность как на важный пункт нелегального транзита.
Исчерпывающий анализ, касающийся ситуации последних лет с беженцами и просителями политического убежища в США, а также предпринимаемых этими людьми действий, можно найти на портале Migration Policy.